Развитие центральной нервной системы детей
6-7 лет характеризуется ускоренным
формированием ряда признаков:
поверхность мозга шестилетнего ребенка равняется
90% поверхности мозга взрослого человека; завершается дифференциация
нервных элементов тех слоев, в которых
осуществляются процессы, имеющие решающее значение для осуществления сложных умственных действий — обобщений, осознания последовательности
событий, причинно-следственных
связей, развития сосредоточенности,
наблюдательности, внимания. Это создает благоприятные условия для усвоения детьми систематических знаний. Например, внимание семилетнего ребенка может быть
устойчивым 25—30 минут и больше,
если дело требует его активного
действия.
Активно
совершенствуются основные нервные процессы ребенка — возбуждение и, особенно,
торможение, что благоприятно сказывается на выполнении им правил поведения. Ребенку уже
приносит удовлетворение умение поступать «как нужно», возможность регулировать свое
поведение в соответствии с предъявленными к нему требованиями.
Вместе с тем свойства
нервных процессов, особенно их подвижность,
развиты недостаточно. Например, ребенок не
может сразу ответить на неожиданно обращенный к нему вопрос, не может быстро среагировать на опасность — отскочить, увернуться и т. д., трудно
реагирует на изменения привычного
уклада жизни, режима.