Особое значение
приобретает работа органа зрения — глаз; чтобы правильно написать букву, нужно
контролировать зрением движения руки, пальцев. Вся деятельность школьника требует от него сочетания работы
глаза и осязания, глаза и работы уха,
туловища, ног, рук. Зрение помогает ребенку
координировать свои движения, соотносить их с окружающим.
В школе нагрузка на
глаза увеличивается. Вместе с тем физическое и функциональное состояние глаз у учащихся начальной
школы еще несовершенно, и при излишней зрительной нагрузке мышцы глаза
ребенка легко меняют форму хрусталика для улучшения преломления лучей света и
лучшего видения рассматриваемого предмета. Часто повторяясь, это приводит к
физиологическим изменениям глаза и близорукости.
Недостаточное и
неправильное освещение, поза во время работы, требующей напряжения глаз; перегрузка
глаз во время нерегламентированной работы с книгой, компьютером, мелкими предметами; неправильное
питание, нарушения режима, нервные перегрузки. Так, внезапное понижение зрения может
наступить после
какого-либо потрясения, переживания ребенка, несправедливого наказания или боязни
его. Ухудшение зрения может наступить в результате ослабления организма после болезни.
Повреждения глаз бывают в результате травм, которые чаще всего наблюдаются у
детей 6—12 лет. Происходит это, как правило, из-за неумения обращаться с режущими
и колющими предметами (вилки, ножи, гвозди, ножницы, спицы, булавки и т. д.) и превращения их в игрушки. Травму ребенок может
получить при употреблении рогаток, бросании камней, палок, в драках.
Все это делает задачу
охраны зрения детей особенно значимой.
Организуя жизнь
детей, необходимо следить и за тем, чтобы во время работы за столом свет падал с
левой стороны.
Расстояние между глазами и рассматриваемым предметом должно быть не менее 30—35 см.
Нельзя читать лежа, во время еды, в транспорте, Хорошо, если в семье через каждые 15—20 минут
работы, связанной со зрительной нагрузкой, ребенок будет делать небольшие
перерывы для отдыха.
Если ребенок болел и
его организм ослаблен, в течение 1 —1,5 месяца нужно постараться ограничить зрительную нагрузку не
только в школе, но и дома. При первых признаках
переутомления или каких-нибудь отклонений в зрении родители должны сейчас же обратиться к
врачу-окулисту.