Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет настоящего успеха, нет настоящего общения. Современное общество предъявляет высокие требования к речевому развитию человека. Развитие речи - процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно только обогащения памяти каким-то количеством слов, их сочетаний. Главное - в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи - это последовательная, постоянная работа.
Начинать развивать речь ребенка нужно с самого раннего детства.
Одна знакомая дама, родив дочь в возрасте 35 лет, решила не утруждать ребенка "науками". Когда Наташка была грудничком, мама с нею не разговаривала вообще. А зачем? Все равно не понимает. Девочка подросла - стали с нею "беседовать". "Да? - Да! - Да-а-а...". Вот и все. В итоге в возрасте 4-х лет кроме "Да" Наташа не знала ничего. К этому времени девочку стали выводить на улицу (раньше ее кроме как на балкон никуда не выпускали). Ребенка увидела директор детского сада (знакомая Наташкиной мамы), ужаснулась, взяла девочку в группу, занялась ею очень серьезно. Сейчас Наташе шесть лет. Говорить она научилась, но по уровню умственного развития больше похожа на трехлетнюю. Как она будет учиться в школе, усваивать учебный материал - пока неизвестно. Но опыт многих поколений показывает, что чудес не бывает...
Возраст от рождения до 3-4 лет - самый ответственный. В это время
закладываются основы интеллекта. Осмысленная, развитая, логичная речь -
самое главное условие формирования мышления. Ведь мысли свои мы
оформляем в слова, фразы. Упущенное в этом возрасте нельзя наверстать.
Как развивается речь ребенка? Грудничку показывают на предметы и называют их: "Это - киса. Это лиса", или просто "Лиса. Собачка". Формируется связь между предметом и соответствующим ему набором звуков. Вряд ли ребенок понимает смысл произносимых слов - на первых порах это просто рефлекс, который нужно закреплять. "А где лиса? Подай мне собачку". Малыш указывает или подает названную игрушку. Ошибся - не беда. Просто в этом случае не стоит брать игрушку, а ласково и доброжелательно добиваться правильного действия. Когда ребенок начинает говорить - спрашивают: "Что это? Кто это?". Похожим образом учат ребенка называть действия. Маленькому говорят "Кошка бежит. Собака лает". А позже - спрашивают "Что птичка делает?".
Больше говорите с ребенком. Только в действии - беседе, рассказе, пересказе, - может полноценно формироваться речь ребенка.